27.Познание, его сущность и цель. Чувственная и логическая ступени
познания. Их содержание и формы.
Научная философия отвергла ошибочные – идеалистические и метафизические –
концепции познания.
С позиций объективного идеализма мир – процесс познания, существующий сам по себе, вне
и независимо от материи и познающих существ.
По Гегелю: мир – логическая идея, которая познает сама себя и этот процесс
ее самопознания составляет этапы развития мира.
С позиций субъективного идеализма познание – процесс объективного самопознания субъектом самого себя.
Материализм прошлого выдвинул трактовку познания как процесса отражения объективного
мира в человеческом сознании.
В философии Фейербаха, в вершине домарксистского материализма, получили
правильное решение ряда вопросов теории познания (вопрос о сущности ощущений,
их отношении к объективному миру). Однако в силу своей незаконченности,
материализм прошлого, не смог создать научной теории познания.
С позиции научного материализма познание есть процесс отражения объективного мира в голове человека.
Четыре основных принципа теории познания:
1) Объективный характер познания (признание
существования объективного мира, который познаётся человеком).
2) Принципы познаваемости мира для
человека. Опираясь на опыт современной науки, научный материализм
опровергает различные формы агностицизма, который может выступать в форме частно-научного агностицизма, отрицающего возможность
действительного познания частных явлений - элементарных частиц, жизни...
Существует также более сложная форма агностицизма, отвергающая возможность
познания всеобщего, сущности мира и человека. Отрицание познаваемости
всеобщего, сущности мира и человека непременно влечёт за собой признание
непознаваемости частных вещей и явлений, ибо нельзя понять единичное или часть,
не поняв общего и целого и наоборот.
3) Диалектический характер
познавательного процесса (процесс познания идеален).
4) Практика как материальная
деятельность людей. Ощущение - отражение внешних простых свойств предметов в голове человека. Ощущение - субъективный
образ объективного мира (Ленин). Ощущения (их комплексы) - последняя реальность с которой имеет дело человек. Ощущения
субъективны. (Беркли). Агностики: ощущения обозначаются знаками, которые
соответствуют окружающему действию, но не сходны с ней.
Познание, начинаясь с ощущений, восприятий, продолжаясь в виде
представлений, и поднимаясь на высшие этажи теоретического мышления,
представляет собой единый процесс, тесно связанный с волей и чувствами.
Диалектика чувственного и рационального в познании преодолевает
метафизическую ограниченность сенсуализма и эмпиризма, преувеличивающих роль
чувственной формы познания с одной стороны, и рационализма, умаляющего роль
ощущений и восприятий.
Рационализм, сильно гипертрофирующий рациональное в ущерб
реальной значимости чувственного может служить дорогой к идеализму.
Логическое мышление невозможно
в отрыве от чувственного; из
него оно исходит и на любом уровне абстрагирования заключает в себе его
компоненты в виде наглядных схем, символов, моделей.
Вместе с тем чувственная форма
познания вбирает в себя опыт мыслительной деятельности. Единство
чувственного и рационального предстает в процессе познания в виде бесконечной
спирали: за каждым удалением от исходной мысли следует все новый и новый
возврат к ним и их обогащение. С каждым понятием если не актуально, то
потенциально связанны наглядные представления, которые выступают не только
начальным, но и конечным пунктом абстрактного мышления, когда оно воплощается в
конкретное дело.
Восприятие – отражение предмета в целом в голове
человека, воздействующее в данный момент времени на наши органы чувств. Представление
– это отражение предмета в целом, не воздействующего на наши органы чувств.
Агностическую знаковую концепцию не следует смешивать с научной теорией
знаков – семантикой.
Знак – материальный предмет, приведенный в
условное соответствие с каким-либо другим предметом, замещающий последний. Знак
связан со значением, которое представляет собой субъективный образ предмета, сходно
с предметом.
Примером знака являются слово, которое имеет свое понятийное, эмоциональное
значение.
Процесс познания проходит две основных ступени: чувственное познание и логическое мышление.
Чувственное
познание характеризуется также как непосредственное знание в
действительности, логическое
– как опосредованное.
Логическое знание опосредовано чувственным знанием и самим собой: одни
понятия опосредуют другие.
Подчеркивая единство чувственной и рациональной ступени познания, мы должны
иметь в виду, что они обладают и относительной самостоятельностью: мышление
есть качественно самостоятельное целое со своей специфической структурой,
отличной от структуры чувственного познания.
Логическое познание, его формы.
Логическое познание – познание сущности вещей, явлений, процессов.
Логическое познание – отражение предметов на уровне сущности, оно извлекает
из явлений сущность.
3 формы логического познания:
1) Познание - основная
форма, элемент логического познания, отражение существенных сторон вещи.
2) Суждение - это связь
понятий, или, точнее, форма мысли, в которой утверждается или отрицается
что-либо относительно предмета мысли (м.б. утвердительным, отрицательным; единичными, особенными).
3) Умозаключение - связь
суждений (форма мысли, в которой из одного или несколько суждений выводится
новое суждение, содержащее новое знание).
Законы логического познания:
1) закон тождества: “А есть А”: заключается в том,
что бы предмет мысли оставался в
процессе мышления одним и тем же.
2) закон противоречия: требует, чтобы в одном и том же предмете в одно и
тоже время не высказывались две противоположные мысли: “А не есть А”.
3) закон исключающего 3-го: истинным можно считать лишь одно из 2-х
противоречащих высказываний о предмете, исключая истинность какого-то 3-го
высказывания: “А есть либо В, либо не В”.
4) закон достаточного основания требует, чтобы всякая мысль была обоснована
другими мыслями, истинность которых доказана.
“Если есть В, то есть его основание А”.