26. Сознание. Происхождение сознания. Сущность и основные особенности.
Один из основных вопросов философии:
Существует 2 стороны:
***Первая сторона:
Выступает вопрос (об отношении сознания к материи) о том, что является
первичным: материя/сознание, следовательно, что выступает в качестве
вторичного, производного.
Быть первичным – это быть первым, предшествовать другому, быть
основой для существования другого, отражаться в другом, быть содержанием.
Существует формулировка о первичности/вторичности – что лежит в
основе мира: материя или сознание.
Существует 2 подхода к решению
вопроса первичности/вторичности:
1. Монистический
кладет в основу мира одно из двух (сознание или материю);
2. Дуалистический – отказ от
решения вопроса; кладет в основу оба начала – материю и сознание.
Важным является деление на 2 философские концепции: материализм и идеализм.
Материализм – течение философии, первичное – материя, вторичное – сознание, которое
производно от материи.
Материализм ищет реалистичное объяснение мира из самого себя без
посторонних добавлений.
Идеализм: в основе понимания мира – духовное начало. Первичное – сознание.
Идеализм делится на две формы: субъективный
и объективный..
Субъективный идеализм – такая форма, где за первичное принимается сознание субъекта
(индивидуальное человеческое сознание).Существовать –
значит быть воспринимаемым. Восприятие – отражение предметов в целом в голове
воздействующее на наши органы чувств. Нет восприятия – нет и предмета.
Объективный идеализм: за первичное принимается сознание (разум), существующее независимо от
материального мира и человека. Сознание – идеальное ощущение действительности.
*** 2 -я сторона Основного Вопроса Философии – о познаваемости мира (вопрос о том как
относятся наши мысли об окружающем мире к самому миру; можем ли мы в сознании
отразить этот мир правильно, точно, адекватно).
Гегель: мир познаваем. Агностики – мир не познаваем.
В рамках агностицизма
отрицается абсолютная истина, роль науки сводится к познанию сущности.
Отрицается не знание, а возможность с помощью знания полностью познать мир
на уровне сущности.
Юм: нашему уму ничего не может быть доступно, кроме образа восприятия, он не
в состоянии провести опыт между соотношением восприятия и объекта.
Человек познает окружающую среду через ощущения, восприятия могут быть
вызваны атомами, богом.
Т.к. мы имеем дело с восприятиями, познать сущность мира нельзя.
Кант: вне нашего сознания имеются материальные предметы, которые воздействуют
на наши органы чувств и взаимодействуют между собой; в голове возникают
ощущения в виде хаоса. Сознание с одной стороны воспринимает эти воздействия, с
другой – совершает упорядочивание (с помощью пространства и времени, которые не
зависят от материальных предметов, это формы сознания).
В сознании возникают феномены – вещи для нас и ноумены – вещи в
себе. Между ними пропасть – бесконечность, т.е. мир непознаваем
но знание возможно.
3 уровень: вопрос о сущности мира, человека, его
место в мире, перспективы существования.
Здесь миру в целом противопоставляется человек, который является
материальным существом, обладающим сознанием.
Сознание возникло в процессе общественно-производственной деятельности
человека и неразрывно связанно с языком.
Сознание существует в 2 формах – общественном
и индивидуальном.
Основными подходами к происхождению сознания были следующие:
Платон: тело человека - вместилище
бессмертной души и ее раб, бестелесная душа управляет всем во вселенной.
Христианство: разум человека, его мышление –
искорка божественного разума. Именно он мыслит, желает, чувствует в
человеческом сознании.
Декарт: сознание – внепространственная
субстанция, впервые рассматривает проблему самосознания.
Гегель: сознание - одно из воплощений
всемирного разума. Впервые рассматривает социально-историческую природу
сознания, говорит о принципе историзма.
В ХХ веке возникает теория
отражения. Согласно этой теории сознание – это высшая форма отражения.
Таким образом сознание формируется деятельностью чтобы
затем влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее.
Развитие форм отражения как генетическая предпосылка сознания.
Отражение - всеобщее свойство
материи воспроизводить в своих свойствах особенности других объектов, с
которыми произошло взаимодействие.
Основные свойства отражения:
1. неживая природа:
а)в результате отражения свойства отражаемого
объекта передаются отражающему в виде следа, копии или отпечатка
б)воздействие одного объекта на другой не
стимулирует активности этих объектов.
2. живая природа:
а)отражение активно;
б)оно всегда целенаправленно;
в)оно может носить опережающий характер;
г)оно несет функциональный характер.
Общие свойства отражения:
а)оно воспроизводит свойства отражаемого объекта лишь
частично;
б)упорядоченность отражаемого объекта
воспроизводится с большими или меньшими искажениями.
Эти особенности присущи любому отражению, но характер отражения меняется с
возникновением жизни. Т.к. перевод системы из состояния менее удовлетворяющему
некоторым требованиям, в состояние более
удовлетворяющее ему называется управлением, то любой живой организм
самоуправляющаяся система. В результате длительного отбора способность
организмов реагировать на внешние воздействия все более совершенствовалась.
Наконец произошел качественный скачок и возникла
нервная система.
В ходе биологической эволюции нервная система усложняется. В процессе
развития вида в мозгу возникают новые структуры, в процессе развития особи
вырабатываются новые программы деятельности, сохраняемые в памяти. В результате
этого поведение животного все более определяется внутренними программами.
С усложнением телесной организации растет удельный вес форм поведения
вырабатываемых в индивидуальной жизни особи, возрастает значение головного
мозга. У человека происходит качественный скачок и возникает сознание.
Структура сознания.
Сознание структурно организованно, представляет систему элементов,
находящихся между собой в закономерных отношениях.
В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются такие элементы как
осознание вещей, а также переживание, т.е. отношение к содержанию того что отражается.
Развитие сознания предполагает прежде всего
обогащение его новыми знаниями.
Познание вещей имеет разные уровни проникновения и степень ясности
понимания. Отсюда обыденное, философское, научное, и.т.д. осознание мира а также чувственный и рациональный уровень сознания.
Ощущения, понятия, восприятия, мышление образуют ядро сознания. Но они не исчерпывают всей структурной полноты
сознания: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент.
Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов
находится в фокусе сознания.
Воздействующие на нас предметы, события вызывают у нас не только
познавательные образы, но и эмоции.
Богатейшая сфера эмоциональной жизни человека включает в себя собственно
чувства, настроение, или эмоциональное самочувствие и аффекты (ярость, ужас
и.т.д.).
Чувства, эмоции суть компоненты сознания
Сознание не ограничивается познавательными процессами, направленностью на
объект эмоциональной сферой.
Наши намерения претворяются в жизнь благодаря усилиям воли.
Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их
интегральное сложно структурированное целое.
В процессе развития трудовой
деятельности, обогатились осязательные ощущения. Логика практических
действий фиксируется в голове и превращается в логику мышления.
С точки зрения психологии сознание - высшая форма психической деятельности,
связанная с трудом и речью.
В психике человека можно выделить собственно человеческую психику, т.е. ту
прибавку в психической деятельности, которая возникает с появлением человека,
за вычетом человеческой биопсихики.
Сознание - высшая форма человеческой психики.
Сознание - триединство разума, чувства и воли.
Разум называется интеллектом (абстрактным мышлением).
Сознание - высшая форма отражения материального мира, которая возникает в
результате бесконечного развития материи и осуществляется наиболее
высокоорганизованной материей. Сознание, так как оно вторично, является одной
из форм материи и порождается материей, и существует материально.
Сознание не материально – оно идеально.
Идеальное - это форма, в которой выступают реальные предметы, отображаемые
сознанием.
Функция этой формы заключается в том, чтобы замещать любые материальные
субстраты, сохраняя при этом свойства, качества вещей.
Сознание - продукт бесконечного развития материи. Сознание - свойство
высокоразвитой материи (человека). Сознание - это высшая, свойственная только
человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщённом
отражении действительности, в предварительном построении действий (мысленно) и
предвидении их результатов, в разумном регулировании поведения человека.
Духовный мир человека невозможно видеть, обнаружить. То есть, мысль
идеальна, не имеет существования в физическом смысле этого слова. Но, вместе с
тем, идеи реальны, они существуют. И нельзя считать идею чем-то
недействительным. Однако, её действительность не материальна, а идеальна.
Это наш внутренний мир, индивидуальное сознание. Материя объективная, а
сознание - субъективная реальность.
Сознание - субъективный образ объективного
мира.
Язык - непосредственная действительность мысли.
Язык представляет собой сложную знаковую систему, имеющую словарный запас и
грамматический строй.
Основной единицей языка является слово.
Слово - материальное явление, имеющее 3 формы - звуковую, произносимую и
видимую.
Слово связано со значением, основным компонентом которого выступает
понятие.
Язык - материальное средство
возникновения и существования мышления, дух культуры вообще.
Различают естественные, стихийные, возникающие в ходе формирования и
развития человеческого общества, и искусственные, специально создаваемые для
целей познания, управления техникой и т.д. языки.
Искусственные языки возникают и развиваются на основе естественных языков.