24.Бытие и небытие как исходные философские категории. Становление
философского понятия бытия. Проблема материального единства мира.
Греческая
философия.
Содержание: философия
стремится объяснить тотальность реальности. Ее интересы далеки от поздних интересов
науки, отрасли которых объясняют лишь отдельные фрагменты реальности.
По сути, философия
созидается вопросом, обращенным к реальности в целом: что есть начало всех
вещей?
Предмет философии
– бытие, реальность как целое. Бытие, в свою очередь, может открыться только
через уяснение первоначала всех вещей.
Парменид.
Понятие «бытие» -
впервые выработал Парменид. Также он впервые поставил
вопрос о том, как можно мыслить бытие.
В центре внимание
– проблемы соотношения бытия и небытия, бытия и мышления.
Бытие есть, а
небытия нет, т.к. бытие можно выразить в мысли, то чего нет, выразить в мысли
нельзя.
Небытие
невыразимо, непознаваемо, недоступно мысли, потому оно и есть небытие.
Ибо «одно и то же
есть мысль и бытие».
Бытие – это то, что
есть всегда, оно едино и вечно – главные признаки. Вечность бытия и его
единства неразрывно связаны. У бытия нет прошлого и будущего, поэтому оно едино
и неподвижно, потому что движению нельзя взяться из того, что неподвижно.
Парменид и Зенон: мир который отражается в голове человека,
иллюзорен. Движение существует в ложном чувственном восприятии, бытие –
неподвижно.
Античное
понимание.
Бытие – сливалось с
бытийным процессом и положительными нравственными моментами.
Платон.
Бытие – это то благо, к
которому надо стремиться.
Гегель.
(исходя из диалектики Гегеля) В качестве самого первого тезиса, с которого
начинается всеобщее развитие, Гегель выделяет тезис «бытие». Его «антитезис» –
небытие.
«Бытие» и «небытие» дает синтез – «становление». Далее развитие
продолжается по той же схеме.
Марксизм.
Раньше философия пыталась только объяснить мир, теперь Маркс пытается
изменить его.
Сущность Материалистического Понимания Истории заключена в признании ведущим, определяющим
в жизни общества – общественное бытие.
Общественное бытие – философская
категория для обозначения объективного реального существования социальной формы
материи (материальный мир).
Общественное сознание отражает общественное бытие (социальная форма
материи).
В силе того, что есть объективное и субъективное начало, то есть более
широкое понятие «бытие» чем
объективное (т.к. есть еще и субъективное).
НО: есть бытие материальное – производственное; и идеальное бытие.
Дюрик.
Бытие едино – идеалистическое понимание.
Итак…
Бытие – философская категория, означающая
независимое от сознания существование объективного мира, материи, природы, а в
обществе – процесса материальной жизни людей.
Небытие – его противоположность.
Становление
философского понятия материя.
Платон: его учение о мире людей и мире вещей.
Материя – источник единичности, вещности,
изменчивости, смертности и рождаемости, зла и несвободы. Материя, как и идея,
вечна.
Мир чувственных вещей – результат
оформления материи и сущностей.
Декарт.
Материя – бесконечная вселенная,
которая состоит из капсул, делимых до бесконечности. Декарт наделил материю
самостоятельной силой и рассматривал движение как проявление жизни материи,
которая представляет собой единственную субстанцию, единственное основание
бытия.
Французские материалисты: Дидро, Гольбах, Гельвеций, Ламетри:
Более развитый характер материализма
Материя – бесконечная
совокупность вещей, предметов.
Материя тождественна природе, следовательно более
глубокая разработка атрибутов материи (движения, пространства, времени).
Материя и дух – 2 извечно существующих начала.
В вопросах теории познания придерживался идей сенсуализма (сознание через
ощущения (опыт)), хотя и был сторонником врожденности нравственных идей.
Поль Генрих Дитрих ГОЛЬБАХ.
Материя существует
сама по себе, являясь причиной всего: она – своя собственная причина.
Все материальные тела состоят из атомов.
Гольбах дал «классическое»
определение материи:
МАТЕРИЯ есть все то в объективной реальности,
что, воздействуя каким-либо образом на наши чувства, вызывает ощущения.
Весьма упрощенно трактовал процесс познания.
Кант.
Вне нашего сознания имеются
материальные предметы, которые воздействуют на наши органы чувств и
взаимодействуют между собой; в голове возникают ощущения в виде хаоса.
Сознание, с одной стороны, воспринимает эти воздействия, с другой – совершает
упорядочивание (с помощью пространства и времени, которые не зависят от
материальных предметов, это формы сознания).
В сознании возникают феномены – «вещи для нас» и ноумены – «вещи в себе».
Между ними пропасть – бесконечность, т.е. мир непознаваем
но знание возможно.
Фейербах.
Материя в познании: Философия должна исходить из чувственных данных и
заключить союз с естествознанием.
Учение о материи.
Проблема материального единства мира.
Реальность – действительное, невымышленное существование.
Единство мира состоит в его материальности, а не в бытии. Объективно
определяется как существующее до, вне и независимо от
сознания.
Термин сознание входит в
определение материи в широком
значении – как сознание вообще: индивидуальное
и общественное.
Независимость от сознания имеет более широкое значение;
включая в себя содержание терминов до и вне, она означает, что внешний мир не
нуждается для своего существования в сознании, обладает самостоятельным
существованием, собственным сознанием.
Независимость внешнего мира от сознания и зависимость сознания от внешнего
мира означают первичность одного по отношению к другому.
Независимость (первичность) материи
выступает в трёх основных отношениях:
1) Независимость внешнего мира, существующего до сознания.
2) Независимость высокоорганизованной материи, обладающей сознанием.
3) Независимость внешнего мира от своего мысленного отображения.
Сущность внешнего мира определяется через противопоставление сознанию.
Противоположность материи и сознания заключается в независимости материи от
сознания и производности сознания от материи.
Материя – это не только всеобщая сущность мира, но и все её проявления, всё
многообразие особенного и единичного.
Материя – это весь бесконечный мир, включая его сущность и бесконечные её
проявления.
Любая вещь обладает ... субстратом и свойствами, присущими этому субстрату.
Материя выступает как всеобщий субстрат, который является носителем всех
свойств материи.
Материя как субстанция – причина самой себя. Всеобщие свойства материи называются её субстратами.
Субстанция несёт в себе свои атрибуты как свои внутренние свойства.
Три атрибута материи, выступающих в качестве её внутренних
форм бытия: пространство, время и движение (развитие).
К атрибутам материи относятся также ещё ряд её свойств: отражение,
бесконечность, качественное и количественное многообразие материи.
Если пространство и время – формы бытия материи, то
многообразие характеризует содержание материи.
Материя – бесконечно многообразный мир, существующий в перечисленных выше
формах бытия.
Реальный мир – это последовательность бесконечного числа форм материи и соответствующих
им форм движения и развития.
Форма материи – это вид материи, материя на определённой ступени развития.
Основные формы материи:
1) Физическая
– масса-энергетический мир.
2) Химическая.
3) Биологическая
– способ существования высокоорганизованного материального субстрата, основным
химическим компонентом которого выступают белки, углеводы, жиры и т.д.
4) Социальная
– появление человека.
Мир – единая материальная субстанция. Её важной способом существования
является процесс развития. Материальное единство мира выражается
поэтому в единстве мирового процесса развития, т.е. в едином закономерном
мировом процессе.
Субстанционное единство мира проявляется в его процессуальном единстве.
Мир – есть вечный процесс, вечно движущаяся и развивающаяся материя, единый
закономерный мировой процесс, все четыре основных формы материи выступают в
качестве ступеней единого бесконечного мирового процесса развития.
Так как всё научное знание, вся духовная и материальная культура общества
основывается на познании и практическом использовании этих четырёх
фундаментальных форм материи, необходимо рассматривать особенности любой из
них, закономерности единого процесса развития.
Всеобщая теория
развития. Развитие повсюду осуществляется по диалектическим
законам. Материальное единство мира выражается в мировом процессе развития.
Закон единого мирового процесса – закон, определяющий необходимую, а не
случайную закономерную последовательность основных форм материи, включая
человека.
Законности развития:
1) Развитие – возникновение высшего из низшего.
2) Высшее включает в себя низшее и сохраняет его в качестве своей основы
(фундамента).
3) В состав высшей формы материи включается также часть низшей материи.
4) Включённое в состав высшего низшее подчинено
высшей форме материи и не имеет самостоятельного значения, хотя и сохраняет
свою общую природу и законы.
5) Любая форма материи включает в себя предшествующие формы материи.
МАТЕРИЯ (по Ленину) – есть философская категория для обозначения объективной
(существ вне, независимо от
сознания) реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая
копируется, фотографируется нашими чувствами, существуя независимо от них. Материя – это субстанция нашего
мира.
Субстанция – субстрат (некая основа, носитель) + его свойства.
Если раньше материя отождествлялась с атомом, то сейчас открыт электрон и
материя относительна => природа бесконечна.
Виды материи:
1) Вещество – вид материи,
имеющий массу покоя. Твердое, жидкое, газообразное,
плазма.
2) Поле – не имеет массы покоя.
Форма материи – совокупность различных материальных объектов и систем,
обладающих единой качественной определенностью, проявляющейся в общих свойствах
и специфических для данной формы материи способов существования.
Формы:
1) Социальная
(человек, человеческое общество, труд).
2) Биологическая (живая
природа).
3) Химическая
(атомы).
4) Физическая
(низший – атомы, молекулы, поля).
Мир как система (упорядоченное множество элементов):
1) Неживая природа (уровень
полей и элементарных частиц, ядра, атомы, молекулы).
2) Живая природа (ДНК, биот – уровень всего живого).
3) Социальный (уровень человека,
средние социальные группы, государства, цивилизации).
Движение – всеобщее и неотъемлемое свойство (атрибут) материи.
Форма движения материи – специфический способ существования различных качественно определенных
материальных объектов.
5 форм движения:
1) Социальная
(труд, общественное пр-во).
2) Биологическая (жизнь).
3) Химическая
(реакции).
4) Физическая.
5) Жизнь – высшая из природных
форм движения материи, которая характеризуется самообновлением, саморегуляцией, самовоспроизведением, разноуровневостью
открытых систем, основу которых составляют белки, нуклеинов кислоты.
Принципы:
1) Каждая формы движения имеет свой носитель, субстрат.
2) Высшая форма возник из низшей (координация).
3) Высшее, возникшее из низшей, не сводится к
низшей, это абсолютно новая форма.
Отражение – всеобщее свойство материи – способность материальных объектов или систем
воспроизводить особенности воздействия объекта путем преобразования собственных
свойств, структуры, функций. Отражение
зависит от движения.