21. Философия позитивизма и марксизма.

 

ПРЕДПОСЫЛКИ:

 

Овеществление труда. 

Социально-экономические изменения.

С 1838 г. началось постепенное улучшение жизни рабочих, хотя разница между бедными и богатыми росла.

С 1850 г. бедные перестали становиться ещё беднее, закончилось абсолютное обнищание рабочего класса. 

 

Развитие научного знания: если социальная форма изменяется и человек – продукт природы, то должна изменяться и природа.

1838 г. – клеточная теория строения живого.

Наука становится систематизированной. В основе всего живого – клетка. Живой мир единый, а не расколот на животный и растительный.

Принцип движения от простого к сложному Дарвин объяснил естественными причинами. Животный мир, движущийся от простого к сложному (также социальный мир).

 

1840 г. Джоуль – закон сохранения энергии (энергия не исчезает и не возникает).

Философский смысл: энергия – количественная мера движения, которое обладает единством.

 

Наследие Фейербаха и Гегеля (было переработано).

 

Основа философии Маркса – положение рабочего класса. Философия Маркса принимает научные основы (сознание диалектического материализма).

Раньше философия пыталась только объяснить мир, теперь Маркс пытается изменить его.

Сущность Материалистического Понимания Истории заключена в признании ведущим, определяющим в жизни общества – общественное бытие.

Общественное бытие – философская категория для обозначения объективного реального существования социальной формы материи. Аргументы:

1) Люди мыслят и чувствуют одинаково, так как примерно одинаково их материальное положение.

 

2) Объективные законы, по которым функционирует общество, присущи обществу. Находясь вне сознания людей, законы находятся внутри общества (против Гегеля).

Цели людей не совпадают с результатами, так как результаты имеют другие причины, не связанные с целями.

 

3) Индивиды, чтобы жить должны обладать определенными предметами. Человек должен создавать более сложные материальные предметы, чем те, которые дает природа, то есть человек должен трудиться.

 

4) Любое поколение людей пускает в ход  те средства труда, которые были в прошлом.

Человек неволен в выборе средств и орудий труда. Производительные силы первичны по отношению к производительным отношениям (так как новое должно быть сначала произведено, а потом уже вступать в производственные отношения).

 

5) Человек в процессе труда вступает в отношения с другими людьми, эти отношения носят объективный характер (складываются в процессе производства, обмена, распределения, потребления).

 

6)Тождество общественного бытия и общественного сознания (Богданов).

Человек, как общественное существо вступает в определенные отношения с другими людьми сознательно (единственное отличие человека от животных).

 

У Маркса общественное бытие не тождественно общественному сознанию => материальный характер общественных отношений, который складывается в жизни общества.

Материальный труд является основой появления частной собственности.

Без решения проблемы первичности невозможно решить общий вопрос философии.

 

Общественное сознание отражает общественное бытие (социальная форма материи).

Природа отражает естествознание.

Сущность общественного бытия – непрерывное порождение индивидами себя из самой природы путем преобразования, изменения сознания индивидов.

 

Философия марксизма дала ответы на многие острые вопросы своего времени. Она получила широкое распространение в мире и завоевала большую популярность в конце XIX – первой половине ХХ вв. Марксистская философия материалистична по своему характеру и состоит из двух больших разделов ­диалектического материализма и исторического материализма.

 

Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое понимание истории (исторический материализм). Суть исторического материализма в следующем:

1. На каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, не зависящие от их воли производственные отношения (продажа собственного труда, материальное производство, распределение).

 

2. т.к. фундаментальной для Маркса является экономика, а наши мысли являются отражением экономико-материальных условий, то производственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему, которая является базисом для институтов государства и общества, общественных отношений (религии, философии, этике, литературе и т.д.), так называемых надстроек по отношению к экономическому базису.

 

3. Базис и надстройка взаимно влияют друг на друга.

 

4. В зависимости от уровня развития производственных сил и производительных отношений, определенного типа базиса и надстройки Маркс выделяет следующие общественно-экономические формации:

1) Первобытнообщинный строй (низкий уровень производственных сил и производственных отношений, зачатки общества).

2) Рабовладельческое общество (экономика основана на рабстве).

3) Феодализм (экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян).

4) Капитализм (промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих).

5) Коммунистическое общество – общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной), собственности на средства производства.

 

6. Рост уровня производственных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-­политического строя.

 

7. Уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и общества, ход истории.

 

Позитивизм и его разновидности.

 

Позитивизм — философское направление, утверждающее, что источником подлинного, «положительного» (позитивного) знания могут быть лишь отдельные конкретные (эмпирические) науки и их синтетические объединения, а философия как особая наука не может претендовать на самостоятельное исследование реальности.

 

Основателем этого направления является Огюст Конт. Положительная, философия, согласно О. Конту, может стать единственной твердой основой для социальной организации, благодаря которой прекратится кризис, так долго испытываемый наиболее цивилизованными нациями.

 

Именно умственное безначалие является основанием великого политического и нравственного кризиса современных обществ. Действительно, величайшее зло состоит в глубоком несогласии, существующем в настоящее время между умами относительно всех основных начал, твердость, и определенность которых есть первое условие истинного общественного порядка. До тех пор, пока отдельные умы не примут единогласно известного числа идей, способных образовать общую социальную доктрину, народы, несмотря на всевозможные политические паллиативы, необходимо останутся в революционном состоянии, допускающем

только временные учреждения.

 

Таким образом, получается, что произвести «соединение умов в едином общении принципов» и через это доставить «твердую основу для социальной реорганизации и для действительно нормального порядка вещей» и составляет назначение позитивизма.

 

По утверждению Конта, взгляд на общее умственное развитие человечества, результатом которого является позитивизм, свидетельствует о том, что существует основной исторический закон (составляющий открытие Конта, по мнению его самого и всех его последователей). Согласно этому закону, каждое из наших главных понятий, каждая отрасль наших познаний проходит последовательно через три различных теоретических состояния: состояние теологическое, или состояние вымысла; состояние метафизическое, или абстрактное; состояние научное, или положительное.

 

Для позитивизма в соответствии с его же принципом не существует других настоящих наук, кроме естествознания, изучающего явления внешнего мира.

 

Если вдуматься в суть позитивизма во всех его разновидностях, то следует сказать: это реальность развития философской мысли. В какой-то степени это форма выражения определенной неудовлетворенности традиционными классическими философскими системами, зауженное видение лишь отвлеченности от реального процесса научного знания, прежде всего точного, математизированного естествознания. Позитивистские устремления выражают попытку усилить опору на достижения науки, доходя до их отождествления. Словом, эта тенденция усилениясвязи философии и конкретных наук каждый раз и у всех позитивистов постоянно абсолютизируется, начиная с позитивизма О. Конта. Слабая сторона позитивизма во всех его формах связана с подменой собственно-философского предмета и метода конкретно-научными предметом и методом. Это направление, хотя и называется по самому смыслу слова положительным, но содержит в себе немало отрицательных моментов. Позитивизм, начиная уже с Конта, отрицает почти все предшествующее развитие философии и по существу настаивает  на тождестве философии и науки, а это непродуктивно. Философия по самой своей сути является самостоятельной областью знания, опирающейся на весь массив культуры, в том числе и на естествознание, и на общественные науки, и на искусство, и на житейский опыт человечества.

Hosted by uCoz