2.Основной вопрос философии, две его стороны. Понятие материализм и
идеализм, идеальное, первичное, вторичное. Гносеологические и социальные корни
идеализма.
Основной вопрос философии:
Философия – это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и
общества. Это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая
постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности.
В мировоззрении всегда присутствуют два противоположных угла зрения:
направление сознания «вовне» – формирование картины мира, универсума, и, с др.
стороны, его обращение «внутрь» – к самому человеку, стремление познать его
суть, место, предназначение в природном и социальном мире.
(т.е. осн. узлы – мир и
человек )
Различные отношения этих углов зрения
пронизывают всю философию.
Эта большая многоплановая проблема «мир–человек»,
по сути, выступает как универсальная и может выступать как общая формула,
абстрактное выражение практически любой философской проблемы.
Вот почему она
может быть в определенном смысле названа основным
вопросом философии.
Центральное место
в столкновении философских взглядов занимает вопрос об отношении сознания к
бытию, или, др. словами, об отношении
идеального к материальному.
Идеальное – наши мысли,
переживания, чувства.
Материальное – все то, что существует объективно,
независимо от нашего сознания, т.е. вещи и предметы внешнего мира, явления и
процессы, совершающиеся в природе и обществе.
Вопрос о соотношении сознания и бытия, духа и природы является основным вопросом философии. От решения
этого вопроса, в конечном счете, зависит истолкование всех других проблем,
определяющих философское воззрение на природу, общество, а стало быть, и на
самого человека.
При рассмотрении основного вопроса философии очень важно различать 2
его стороны:
1.Что является первичным – идеальное
или материальное?
Тот или иной ответ на этот вопрос
играет в философии важнейшую роль, потому что быть первичным – значит
существовать раньше вторичного, предшествовать ему, в конечном счете, определять
его.
2.Может ли человек познать окружающий
мир, законы развития природы и общества?
Суть этой стороны основного вопроса философии сводится к выяснению
способности человеческого мышления верно отражать
объективную действительность.
Существует 2 подхода к решению вопроса первичности/вторичности:
- монистический
кладет в основу мира одно из двух (сознание или материю);
- дуалистический - отказ от
решения вопроса; кладет в основу оба начала - материю и сознание; полагает, что
материальныя и духовная стороны существуют отдельно
одна от другой в качестве самостоятельных сущностей.
Важным является деление на 2 философские концепции:
1. материализм
2. идеализм.
С точки зрения рассмотрения
первичности/вторичности:
Материализм – течение
философии, где за первичное принимается материя, за вторичное – сознание,
которое производно от материи.
Исходит от того, что мир материален, существует объективно вне и независимо от сознания. Материя первична, никем не
сотворена, существует вечно. Сознание, мышление – свойство материи.
Считают, что мир и его закономерности познаваемы.
Материализм ищет реалистичное
объяснение мира из самого себя без посторонних добавлений.
Разновидности:
1.Вульгарный материализм – его представления крайне упрощали материалистическое миропонимание,
отрицали специфику сознания, отождествляя его в материей («Мозг выделяет мысль также как печень – желчь»).
2.Метафизический материализм – философское учение о сверхчувственных (недоступных опыту) принципах
бытия. Рассматривает явления в их неизменности и независимости друг от друга,
отрицает внутренние противоречия, как источник их развития.
3.Диалектический материализм – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления;
признает всеобщую взаимосвязь предметов и явлений, движение и развитие мира как
результат его внутренних противоречий. Центральная категория ДМ – материя;
основные формы существования – пространство и время.
Диалектический материализм, созданный К.Марксом и Ф.Энгельсом к сер.XIXв.
Идеализм – в основе понимания мира – духовное начало. За первичное принимается
сознание. Как правило, отрицает возможность познания мира.
Идеализм делится на две формы: субъективный и объективный.
Субъективный
идеализм – такая форма, где за первичное принимается сознание
субъекта (индивидуальное человеческое сознание) – идея. Отрицает наличие
какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто
полностью определяемое его активностью.
Объективный
идеализм первоосновой существующего
считает человеческое сознание – разум. Утверждает существование духовного
первоначала вне и независимо от человеческого
сознания.
Материализм противоположен идеализму. Их борьба составляет содержание
истинно-философского процесса.
Гносеологические и социальные корни
Идеализма:
Гносеологический корень – (гносеология
= познание) познание мира сложный многогранный процесс. Крайне противоречив. Не прямолинеен.
1.социальные
причины.
·
Связь с историческими причинами. Низкий
уровень производительных сил общества – незащищенность человекаперед
силами природы – поклонение сверхъестественным силам природы. Сейчас: рисковые профессии.
·
Разделение умственного и физического
труда. Представление о том. Что умственная деятельность служит двигателем
развития общества. Люди попали под влияние соц. сил. «Христос победил, потому
что проиграл Спартак». Власть поддерживает церковь.
·
Отчуждение. Результаты человеческой деятельность превращаются в силу. Господствующую над человеком. («Портрет» Гоголя, оружие). Эсхатологические настроения.
2.гносеологические
причины. Абсолютизируются некоторые стороны духовного мира человека,
«раздувается» разум.
·
Объективно творческий характер
человеческого сознания. Искусственная природа развивается из идей.
·
Объяснения строгой упорядоченности в
живой природе. Всякий порядок вносится разумом. Кто же навел порядок в природе?
Как человек мог возникнуть из немыслящей материи? Телеология
– объективно-идеологическая концепция, согласно которой мир развивается по заранее составленному плану. Мир движется к поставленной цели.
·
Сложность абстрактных понятий,
трудность связи их с конкретными реалиями. Проблема общего и единичного. Общее
сесть существенное. Платон – идея лошадности. Спор же
возник в Средние века по поводу универсалий. Общее существует
в нашем сознании + общее есть сущность реальных явлений.