19. Философия XX века. Психоанализ,
экзистенциализм.
Экзистенция — способ бытия
человека. Впервые в этом значении термин экзистенция
употребляется Кьеркегором.
Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia — существование) —
«философия существования», одно из самых модных философских течений в середине XX в., явившее собой
«самое непосредственное выражение современности, ее затерянности, ее
безысходности... Экзистенциальная» философия выражает общее чувство времени:
чувство упадка, бессмысленности и безысходности всего происходящего...
Экзистенциальная философия — это философия радикальной конечности»
Экзистенциализм — это философия человека. Основная тема
всех работ — это человек, его взаимоотношения с миром, человек в его
самосознании. Суть экзистенциалистского подхода заключается в следующем:
личность не зависит от окружающей среды, при этом разум, логическое мышление
составляет лишь некоторую часть человека ( не главную
его часть).
Согласно экзистенциализму, задача философии — заниматься
не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько
вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Человек помимо своей воли
заброшен в этот мир, в свою судьбу и живет в чужом для себя мире. Его бытие
окружено со всех сторон какими-то таинственными знаками, символами. Для чего
живет человек?В чем смысл
его жизни? Каково место человека в мире? Каков выбор им своего жизненного пути?
Это действительно очень важные вопросы, которые не могут не волновать людей.
Экзистенциалисты исходят из единичного человеческого существования, которое
характеризуется комплексом отрицательных эмоций — озабоченность, страх,
сознание приближающегося конца своего бытия. При рассмотрении всех этих и
других проблем представители экзистенциализма высказали немало глубоких и
тонких наблюдений и соображений.
Основа каждой личности — это некоторый поток переживаний
его мироощущения, переживания своего собственного бытия. Именно этот поток
переживаний называется экзистенцией. Экзистенция не только не зависит от среды, она всегда
уникальна и неповторима.
Отсюда два вывода:
человек непреодолимо одинок, ибо все его связи с другими людьми не дают полную
возможность выразиться его экзистенции. Она может
выражаться в его творчестве, но любой продукт творчества есть нечто вещественное
и отчужденное от его творца; человек внутренне свободен, но эта свобода не
благо, а тяжкое бремя («Мы прокляты нашей свободой» Ж.П. Сартр), потому что она
связана с бременем ответственности. Человек создает себя сам.
Существует две разновидности экзистенциализма: религиозный и атеиысгпический. Религиозный — единение человека с богом. Реальный же человек
вынужден жить в обществе, подчиняться его требованиям и законам. Но это не
подлинное существование.
Философские аспекты учений психоанализа
Основателем психоанализа является австрийский ученый —
психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Опираясь на свой опыт лечения и диагностики
людской психики, он разработал юнцепцию
бессознательных психических процессов и метизаций, перенеся их на социальные
явления.
Фрейд представляет психику человека
состоящей из противостоящих друг другу сфер — сознательного и бессознательного,
которые разделены особой психической инстанцией — предсознательным. Согласно Фрейду,
все душевные троцессы бессознательны. Бессознательное
— особая психологическая реальность, которая присуща каждому человеку,
существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует его.
Фрейд создал модель личности, которая соотносилась с
соответствующими системами психики, топографической и динамической. При
динамической схеме психика представляется как совокупность трех слоев: «Оно»
(бессознательное), «Я» (сознание человека), «Сверх-Я»
(влияющая на личность внешняя реальность). После сформирования «Сверх-Я» в результате интерпретации социальных норм,
запретов и поощрений весь психический аппарат начинает действовать как целое.
Согласно Фрейду, главными факторами, которые руководят
психикой человека, являются удовольствия и вытеснения, когда психика отторгает неприемлемое.
Фрейд старается выяснить происхождение онергии бессознательного. Отвечая
на этот вопрос, он в
Поведение человека определяется инстинктом родового
самосохранения. Все остальные стремления — следствия неудовлетворенности и
переключения сексуальной энергии на другие обласги.
Фрейд, следуя традициям социологии и антропологии, осуществил биологизацию человека, сведя социальные и психические
явления к элементарным физиологическим и биологическим процессам.
Одна из важнейших проблем психоанализа — «эдипов комплекс», бессознательное влечение к родителю.
Переживание этого комплекса определяет направление формирования личности
человека и его поведение в дальнейшей жизни.
Расширяя сферу использования психоанализа, Фрейд применил
его к проблемам межличностных отношений, к психологии масс, к инстинктам
культуры, которые интерпретировал в духе психологизма. Главная проблема,
которую пытался решить Фрейд — проблема конфликта человека и общества.
По Фрейду, каждый человек стремится к удовлетворению
своих инстинктов и влечений, а общество подавляет эти устремления, что вызывает
враждебное отношение человека к культуре общества.
Принципы и методы
психоанализа Фрейд использует для анализа религии и религиозности. Он
обращает внимание на такие функции религии, как иллюзорная защита человека от
проявлений природы и защита от несправедливостей культуры. Фрейд
отрицая ценность религии предложил переход от религиозной веры к атеизму.