18 .Антропологический материализм Л. Фейербаха.
Свою философию называет философией будущего.
Рассматривает .... разум человека, который
является продуктом природы.
Человек единственный универсальный и высший предмет философии.
Философия должна исходить из чувственных данных и заключить союз с
естествознанием.
Философия заменяет религию, давая людям понимание своих реальных
возможностей. Она должна быть антропологией, т.е. учением о человеке.
Философия Фейербаха превращает человека и природу в единственный предмет
философии.
Природа – высшая реальность, а человек
– высший продукт природы. В человеке
природа созерцает себя.
Нет ничего выше природы, и нет ничего ниже ее. Она бесконечна и вечна,
пространство и время – основные условия любого бытия и сущности, мышления и
деятельности.
В действительности нет потустороннего, т.к. явления природы не имеют
двойного существования. В природе все взаимодействует, все относительно,
одновременно, всесторонне и взаимно. Фейербах признает относительность противопоставления
бытия и мышления, против сведения мышления к бытию, против сведения всех форм
движения материи к механическому.
Органическая форма материи – высшая форма.
Природа – основа духа. Она же должна стать основой философии, призванной
раскрыть земную сущность человека, которого природа наделила чувствами и
разумом, и психика которого зависит от его телесной организации, обладая вместе
с тем качественной спецификой, несводимой к физиологическим процессам.
Однако «природная» сторона в человеке Фейербахом гипертрофировалась, а
социальная – недооценивалась.
Отрицал дуализм души и тела, утверждая единство духовного и материального,
субъективного и объективного, мышления и бытия.
Сущность человека – в многообразии его переживаний.
Фейербах подчеркивает в основном чувственную природу человека.
Критикует идеализм, т.к. он отталкивается не от реальной действительности,
отвлекает от реальных предметов.
Идеализм, по Фейербаху – рациональная
теология.
В начале жизни – сторонник гегельской философии,
в дальнейшем критикует ее, но признает некоторые идеи: борьбу нового со старым,
отрицание отрицания.
Критикует религию. Религия порождает страх перед стихийными силами природы,
страдания человека.
Бог – есть то, чем человек хочет быть. Человек обожествляет то, от чего
зависит реально.
Сущность религии – человеческое сердце, оно отличается от трезвого рассудка: стремится
верить, любить (имеет ввиду нравственную любовь).
Образ бога для Фейербаха – отчуждение сущности человека. Ему приписывают
самостоятельное существование и превращают его в первопричину всего
существующего.
Истинная религия по Фейербаху – религия без бога, это любовь человека к человеку.
Рассматривал религию в основном со стороны нравственной сути.
«Не Бог создал человека, а человек
создал Бога».
Сосредоточившись на человеке, на его чувствах дружбы и любви, афористично
ярко характеризуя любовь, стремился именно на этих нравственно-психологических
началах создать теорию созидания общества, в котором царствовали бы любовь и
справедливость.
Видимо, этим объясняется то, что он вступил в ряды социал-демократической
партии и проповедовал идеалы социальной справедливости, чем и подкупил своих
поначалу влюбленных в его идеи К.Маркса и Ф.Энгельса.
Классическая немецкая философия как источник марксистской философии.
Классические немецкие философы полагали, что философия
призвана быть критической совестью культуры, «конфронтирующим
сознанием», «усмехающимся над действительностью», «душой» культуры. В этой
связи исследовалась не только человеческая история, но и человеческая сущность.
Огромный вклад они внесли в разработку целостной концепции диалектики. Немецкая
классическая философия подчеркивала роль философии в разработке проблем
гуманизма и предприняла попытки осмыслить человеческую жизнедеятельность.
Можно определенно сказать, что представители данной
философии пошли вслед за просветителями 18 века (и
прежде всего французскими), провозгласив человека господином природы и духа,
утверждая могущество разума и обращаясь к идее закономерности исторического
процесса.
?
Предпосылки Марксистской философии:
– рассмотрение человека как высшего предмета философии;
– попытки осмыслить его жизнедеятельность;
– идея о закономерности исторического процесса;
– развитие диалектического
материализма.