Историческая заслуга Гегеля перед
философией заключается в том, что им впервые было сформулировано понятие
диалектики.
Диалектика, по Гегелю, – основополагающий закон развития и существования «Мирового
духа» («Мирового разума», «Абсолютной идеи») и сотворенного им окружающего
мира.
Смысл диалектики:
1.
Все – человек, предметы, явления окружающего мира,
процессы – содержит в себе противоположные начала (день и ночь, тепло и холод,
черное и белое, и т.п.).
2.
Данные начала находятся в противоречии по отношению друг к другу, но
одновременно едины по своей сути и взаимодействию.
3.
Единство и борьба противоположностей – основа развития и существования
всего в мире (т.е. основа всеобщего существования и развития).
Развитие происходит от абстрактного к конкретному
и имеет следующий механизм:
1.
Существует определенный тезис (утверждение, форма бытия).
2.
Данному тезису всегда находится антитезис – его противоположность.
3.
В результате взаимодействия двух противоположных тезисов
получается синтез – новое утверждение, которое, в свою очередь,
становится тезисом, но на более высоком уровне развития.
4.
Данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза
противоположных тезисов образуется тезис все более и более высокого уровня.
В качестве самого первого тезиса,
с которого начинается всеобщее развитие, Гегель выделяет тезис «бытие». Его
«антитезис» – небытие.
«Бытие» и «небытие» дает синтез –
«становление». Далее развитие продолжается по той же схеме.
В основе его философии лежат 2 фундаментальных
понятия:
1. Абсолютно (логическая?) идея – мысль, существующая объективно и
порождающая природу и человека, а они – результаты мышления, логической идеи;
это деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира.
Деятельность абсолютной идеи в
мышлении; цель – в самопонимании.
2. Развитие – движение от низшего к высшему,
от простого к сложному, развитие идеи – процесс ее движения к истине.
3 основных
закона развития:
1) Переход количества в качество
и обратно;
2) Единство и борьба
противоположностей;
3) Отрицание отрицания.
Идея проходит в своем развитии 3
ступени:
1. Логика:
идея, существующая до природы, пространства и времени, развивает из себя свое
собственное богатство содержания.
– Этап бытия – наряду с категориями, возникают категории перехода количества в
качество;
– Сущность;
– Понятие – синтез первых двух, возникновение понятия, развитие идеи, начиная с
чистого бытия, которое есть чистая мысль как таковая, лишенная каких либо определений,
характеристик. Так как бытие лишено определений, оно есть ничто, то есть чистое
бытие; логически превращенное в небытие тождественно небытию.
Борьба бытия и заложенного в
нем небытия создают становление, в
результате которого рождается наличное бытие, переходящее в качество,
количество.
На этапе бытия противоположные
понятия относительно разделены и переходят друг в друга.
На этапах сущности и понятия
противоположности взаимопроникают друг в друга.
2. Природа:
здесь идея переходит в свое содержание (?).
Природа 3-хслойна, движется от низшего к высшему.
3 ступени:
1) механизм (простое);
2) химизм (более сложное);
3) организм (самое
сложное).
Исчерпав возможности развития в
форме природы, идея возвращается в себя, переходя в дух, который представляет
собой идею, выраженную в человеческом обществе.
3. Дух.
На этом этапе идет строительство человека, отделение природных сил человека от
его мыслительной деятельности.
Субъективный дух – развитие человека и его психики.
Объективный дух – показывает общество, в котором существует человек.
Абсолютный дух определяет форму общественного сознания (искусство, религия).
Т.о., это вселенская идея
абсолютной идеи, развитие от низшего к высшему.
У Гегеля вся деятельность
остается в прошлом. Он разорвал сознание и материю, заставил понятия
разворачивать свое внутреннее содержание. Наступает проблема противоречия между
методом и системой Гегеля, который должен иметь законченный характер. Человек
появляется в мире с абсолютной необходимостью, является разумным результатом
развития идеи.
История – процесс самореализации
Абсолютного духа (высшее проявление духа, вечно действительная истина).
Поскольку Абсолютный дух включает
идею свободы, вся история есть процесс завоевания человеком все большей и большей
свободы.
В этой связи Гегель делить всю
историю на всю историю на 3 больших эры:
1. Восточная эра (Эпоха Др. Египта, Китая и
т.д.) – такой период истории, когда в обществе осознает себя, пользуется
свободой и всеми благами жизни один человек – фараон, китайский император и
т.д., а все остальные являются его рабами и слугами.
2. Антично средневековая эра – период, когда себя стала осознавать уже
группа людей (глава государства, окружение, военачальники, аристократия,
феодалы), однако основная масса подавлена и несвободна, зависит от «верхушки» и
служит ей.
3. Германская эра – современная Гегелю эпоха, когда себя осознают и
свободны все.