16 Классическая немецкая
философия. Гносеология и этика И.Канта.
Условия
возникновения и источники классической немецкой философии.
К
середине 18 века центр философского творчества в Европе переместился из Франции
и Англии в Германию.
По
богатству и значимости содержащихся в ней идей немецкая классическая философия
является одним из важнейших этапов в развитии европейской философии.
Развитие
немецкой классической философии было одним из важнейших выражений эпохального
подъема, начавшегося в германских государствах с середины 18 века, и имевшего
другим своим проявлением влияние на общественное сознание. Этот подъем был
включен в общеевропейское движение, получившее название Просвещение.
Т.о.,
немецкая классическая философия разработала несколько основных проблем:
1.повернула внимание философии от традиционных
проблем (бытие, мышление, познание) к исследованию человеческой сущности;
2.особое внимание уделила проблеме развития;
3.значительно обогатила логико-теоретический
аппарат философии;
4.взглянула на историю как на целостный процесс.
Основоположником
немецкой классической философии считается Иммануил Кант (1724-1804).
И. КАНТ.
Впервые как главный фактор,
определяющий систему познания, рассматривает специфику познания субъекта.
Различает 2 уровня:
1) Эмпирический (относятся
индивидуально-психологические особенности человека).
2) Трансцендентальный (всеобщие
определения, составляющие принадлежность человека как такового).
2 периода в творчестве Канта:
1) Докритический
2) Критический
В докритический период занимается проблемами
онтологии (науки о бытии).
Мир создан богом по законам
математики, а люди пытаются понять эти законы.
Однажды созданный мир не
меняется.
Проблемы становления и направленного
развития солнечной системы решает, опираясь на: систему Коперника, законы
Кеплера, закон Галилея (о падении), закон всемирного тяготения и механики
Ньютона.
(Докритический
период на позициях материализма). На месте солнечной системы некоторые механические
частицы, разница в плотности скопления, они обладали силами притяжения и
отталкивания => завихрения падающих частиц => образование солнца и
планет.
Существование других галактик.
В критическом периоде переходит на позиции дуализма.
Подвергает критике разум, который
является всесильным и беспощадным критиком.
Человеческие ощущения – нечто
закрытое для свойств внешних вещей. Человеческий опыт ограничен и конечен, а
объективный мир всегда шире того, который представлен в нашем
чувственном опыте => мы не можем делать заключения строгой
всеобщности.
Отсюда (Кант – агностик) действительное мировоззрение принципиально
невозможно.
Процесс познания имеет 2 стороны:
1. Содержание – определяется опытом, действием внешнего мира на органы
чувств.
2. Формы – не зависят от опыта, они иммонентны
сознанию (присущие предмету самого сознания, внутренние), имеют априорный, (доопытный), врожденный характер.
Процесс познания проходит 3 ступени:
1) Созерцание.
Хаос ощущений, не отражающих собственной природы вещей. Упорядочивается с
помощью пространства и времени => создание чувственной картины мира (не
имеет сходства с действительностью).
2) Рассудок.
Чувственные картины упорядочиваются с помощью априорных (в неопытных,
субъективных) категорий мышления – единство, реальность, отрицание, качество. => создается наука,
формулируются законы науки, которые не существуют в природе.
3) Разум:
имеет место с обобщениями, полученными на 2 ступени.
Разум группирует и завершает мысли в виде 3 идей:
1.
космологическая (идея о внешнем мире);
2.
психологическая (идея о душе);
3.
теологическая (идея о боге).
На основе космологической
идеи – ряд противоречивых заключений (антиномий):
- мир конечен в пространстве и времени; - мир бесконечен
в пространстве и времени;
- мир состоит из простых частей; - мир делится до
бесконечности.
- в мире всё существует по необходимости; - в мире есть
свобода.
В философии Канта возникает новая форма диалектики: - она
субъективна; - парадоксальна - реальные противоречия охвачены, но существенно
обрублены.
Агностицизм Канта.
(Если подвести
итоги).
Выдвигает 2 основания:
1.
Положение о том, что в процессе познания мы имеет дело только с явлением, а
сущность вещи остается нам неизвестной.
2.
Положение о том, что при попытке решения метафизических, т.е.
общефилософских, проблем разум сталкивается с антиномиями, т.е. с возможностью
получения одинаково обоснованных, но противоположных утверждений (пр: что мир бесконечен и что он
конечен). Это свидетельствует о том, думал Кант, что душа, космос и Бог
представляют собой такие области, которые недоступны научному познанию. Непознаваемую сущность мира Кант обозначил
термином «вещь в себе».
Вне нашего сознания имеются материальные предметы,
которые воздействуют на наши органы чувств и взаимодействуют между собой; в
голове возникают ощущения в виде хаоса. Сознание, с одной стороны, воспринимает
эти воздействия, с другой – совершает упорядочивание (с помощью пространства и
времени, которые не зависят от материальных предметов, это формы
сознания).
В сознании возникают феномены – «вещи для нас» и ноумены
– «вещи в себе». Между ними пропасть – бесконечность, т.е. мир непознаваем но знание возможно.
3 уровень: вопрос о
сущности мира, человека, его место в мире, перспективы существования. Здесь
миру в целом противопоставляется человек, который является материальным существом,
обладающим сознанием.
Основные достижения Канта:
1.
дал
объяснение возникновению Солнечной системы в силу естественных причин на основе
законов Ньютона;
2.
выдвинул
теорию о наличии границ познавательной способности человека и невозможности
познать внутреннюю сущность вещей и явлений окружающего («вещей в себе»);
3.
выдвинул
учение о категориях - основополагающих, предельно общих понятиях, которыми
оперирует философия;
4.
сформулировал
моральный закон («категорический императив»);
5.
выдвинул
идею о «вечном мире» в будущем, основанном на экономической неэффективности
войны и ее правовом запрете.