13 . Философия Г.В.Лейбница. Монадология,
учение о познании.
Лейбниц.
Продолжатель идей Платона (объективный идеализм).
Его заслуга состоит в том, что он высказал ряд
глубоких мыслей диалектического характера.
Мир состоит из мельчайших элементов – монад
– духовных элементов бытия, которые обладают активностью и самостоятельностью, непрерывно
изменяются и способны к стремлению, восприятию и сознанию.
Бог возвышается над телесным миром, являясь
его «виновником» и «господином». Создает монады, которые не могут распасться на
более простые.
Монада – простая и непротяженная, обладает внутренней энергией
(монада – ничто) – живой нуль – живое духовное начало.
В основе любой вещи лежит совокупность монад,
которые синхронно действуют и взаимодействуют между собой.
Единство и согласованность монад – результат
Богом «предустановленной гармонии».
Чем выше классы монады, тем больше ее разумность
и степень свободы.
1) «Низшие»
монады – им присущи лишь смутные представления (в таком состоянии находится
неорганический мир и растительное царство).
2) У животных
представления постигают ступени ощущений.
3) У человека
– ясного понимания, осмысления.
Признавая, с одной стороны, основным свойством
монад – деятельную силу, устанавливая энергийную связь между ними, а с другой –
защищая идею Бога-творца, Лейбниц через теологию подходит к принципу диалектики.
Отвергая представление о времени и пространстве,
как о самостоятельных началах бытия, существующих наряду с материей и независимо
от нее, он рассматривал пространство как порядок взаимного расположения множества
индивидуальных тел, которые существуют вне друг друга; а время – как порядок сменяющих
друг друга явлений или состояний тел
Одна из вершин философского наследия Лейбница – его учение об индивидуальной
монаде как концентрированном мире, как зеркале единой и бесконечной Вселенной.
Занимаясь логикой, Лейбниц ввел ее рациональную
символику, вскрыл строение и законы доказательства как одного из основных приемов
рационального познания.
Он является одним из зачинателей современной
символической и математической логики.
Ввел некоторые обозначения, которыми пользуются
и сейчас.
Все доступные человеку знания Лейбниц
делит на 2 вида:
1) истины
разума (знания, полученные с помощью разума без практики и опыта)
2) истины
факта (знания, полученные из наблюдений и опыта).
Для высшей монады, обладающей абсолютным знанием,
истины факта не существует, все ее знания представлены в форме истин разума.