10. Новоевропейская философия. Борьба против схоластики. Сенсуализм.
Философия Ф.Бэкона.
Западная философия Нового времени открывает следующий период философской
мысли.
Социальные предпосылки:
1.
Прогресс в экономике, технике, рост
производительности труда ? Разложение феодализма, зарождение и развитие
капитализма.
2.
Преобразования в социальной и
политической сфере. ? Меняется сознание людей и мировоззрение в целом.
3.
Жизнь рождает новых гениев. ? Бурно развивается наука, прежде всего
экспериментально-математическое естествознание, основы которого заложил
Галилей.
Этот период именуют эпохой научной революции. Наука
играет все более значительную роль в жизни общества.
Главенствующее место в науке – механика (применение
механистического метода ? прогресс в познании физического мира).
Своим развитием философия Нового времени обязана отчасти
усугубленному изучению природы, отчасти все более усиливающемуся соединению
математики с естествознанием.
Благодаря
развитию этих наук принципы научности мышления распространились за пределы
отдельных отраслей и собственно философии.
Последующее развитие новоевропейской философии протекало в творческом
противостоянии эмпирической и рационалистической традиции, пока не пришло время
для попыток их синтеза и преодоления.
Хотя в сущности, и
эмпиризм (сенсуализм), и рационализм были воодушевлены общей задачей борьбы с
традицией, олицетворявшей мир жизни и культуры европейского Средневековья.
Схоластика – тип религиозной философии;
характеризуется соединением теолого-догматических предпосылок с
рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам.
Против схоластики выступали гуманисты Возрождения.
Решительной критике подвергла схоластику философия Просвещения.
Сенсуализм – направление в теории познания,
согласно которому чувственность (ощущения, восприятия) – основа и главная форма
достоверного познания. Противостоит рационализму.
Основной принцип рационализма – «нет ничего в разуме, чего не было бы в
чувствах» – разделяли как материалисты, усматривавшие обусловленность
чувственного знания объективным миром, так и идеалисты, видевшие в чувственном
знании самосущую сферу, не связанную с внешним миром.
Преодолевая ограниченность сенсуализма, диалектический материализм
раскрывает подлинную роль и диалектику чувственной и рациональной форм
познания.
Рационализм – философское направление, признающее
разум основой познания и поведения людей. Противостоит как иррационализму, так
и сенсуализму.
Выступив против ср.-век.
схоластики и религиозного догматизма, классический рационализм 17–18 вв.
исходил из идеи естественного порядка – бесконечной причинной цепи,
пронизывающей весь мир.
Научное (т.е. объективное, всеобщее, необходимое) знание,
согласно рационализму, достижимо только посредством разума – одновременно
источника знания и критерия его истинности.
Ограниченность рационализма состояла в отрыве
рационального познания от чувственного, в идеалистической концепции врожденных
идей.
Рационализм – один из философских источников идеологии Просвещения.
Первым философом, сознательно поставившим перед собой задачу разработки
научного метода на основе материального понимания природы, был Ф.Бэкон (1561 -
1626).
Естествознание – истинная наука, а физика, опирается на чувственный опыт – важнейшая
часть естествознания.
Чувства непогрешимы и есть источник всякого знания.
Наука есть опытная наука и состоит в применении
рационального метода к чувственным данным.
Индукция, анализ, сравнение, наблюдение, эксперимент – главные условия
рационального метода.
Главный труд – “Новый Органон”. В этом произведении Бэкон сознательно
противопоставляет свое понимание науки и ее метода тому пониманию, на котором основан “Органон” Аристотеля.
Бэкон – выступил против схоластической
философии и выдвинул доктрину естественной философии, основывающейся на
опытном познании.
Взгляды Бэкона сформировались на основе достижений натурфилософии
Возрождения и включали в себя натуралистическое миросозерцание с основами
аналитического подхода к исследуемым явлениям и эмпиризм.
Понимание науки включало новую классификацию наук, в основу которой он
положил такие способности человеческой души, как память, воображение, разум.
Соответственно этому главными науками должны быть история, поэзия,
философия.
Высшая задача познания и всех наук – господство над природой и
усовершенствование человеческой жизни.
Знание – сила. Но только знание, которое истинно.
Бэкон сформулировал понятия материи как природы/бесконечной совместимости
вещей.
Материя обладает движением – внутренней активной силой (напряжение материи).
(19 видов движения).
Движение и покой – равноправные
свойства материи.
Бэкон разработал:
– Принцип эмпиризма (в максимальной степени опирается на разум при анализе
фактов);
– Опытно-индуктивный метод – постепенное образование понятий путем истолкования
фактов и явлений природы. (Метод собирания информации от единичного к всеобщему).
Предпосылкой реформы науки должно стать
очищение разума от заблуждений (4 вида).
Идолы рода – ошибки, обусловленные наследственной природой человека.
Идолы пещеры – ошибки свойственные отдельному человеку/некоторым группам людей в силу
субъективных симпатий, предпочтений.
Идолы площади – ошибки порождаемые речевым общением и трудностью
избежать влияния слов на умы людей.
Идолы театра – ошибки, связанные со слепой верой в авторитеты, истина – дочь времени, а
не авторитета.